В Украине с каждым днем становится все меньше российских ритейлеров. За последний год с украинского рынка ушло только три крупных игрока по продаже одежды и обуви (Kira Plastinina, Centro, BeFree), еще один крупный игрок, сеть Carlo Pazolini, на грани банкротства. Остальные игроки почти не развиваются. Европейский же ритейл в Украине, напротив, развивается, открывает новые торговые залы, оптимизирует мерчандайзинг, проводит ритейл аудиты и развивает сети. Причины такой ситуации на рынке: частичный отказ от российских товаров и ухудшение финансового состояния кампаний в целом.
Эти сети, по разным причинам, все же не смогли прижиться на украинском рынке. В 2008 году закрылись сети Вестер, Патэрсон и О’кей. В 2014 году все торговые площади сети "Перекресток" выкупила сеть Varus. Ресторанный бизнес так же не остался в стороне: была закрыта сеть ресторанов Якитория и T.G.I. Friday’s компании Росинтер Ресторантс.
Еще год назад на рынке Украины было более десяти ритейлеров российского происхождения. Суммарная доля игроков приближалась к 5% продаж всего рынка. Аналогичного пика закрытий не было и в 2014-2015 годах, когда для российских ритейлеров был так же не самый благоприятный период. Странным является массовое закрытие и на фоне стабилизации ситуации: в рознице, с января по октябрь, продажи выросли на 30-40% по сравнению с прошлым годом, при росте цен примерно на 10%. Почему российские сети в таком случае покидают рынок?
Причин несколько, основной причиной можно назвать финансовые проблемы центральных офисов компаний, второй по значимости – бойкот российских товаров украинцами.
Например, сеть Kira Plastinina, продала все свои торговые точки своим франчайзи, но даже это не покрывает ее долг в 700 тыс. долларов торговым центрам.
Закрытие Centro, одной из крупнейших сетей магазинов обуви в Украине, тоже связанно с долгами материнской компании: 440 млн. долларов. Владелец компании покинул территорию страны в неизвестном направлении.
На данный момент в Украине успешно действует не так много ритейлеров корнями из России - Gloria Jeans, Ostin, Спортмастер, Incity, Bosco Sport , а также сеть обувных магазинов Kari.
«Львиная доля сетей не открыла ни единой новой точки в этом году или открыла их сравнительно меньше, чем в предыдущих», - заявляет представитель компании Colliers. Вместо них на рынок приходят турецкие и европейские ритейлеры, только за последний год, на украинском рынке было открыто более 23 новых сетей.